Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ромашка».
Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»
Воспитатель: Плешакова М.А
Программные задачи:
- Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисоватьнесложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.
- Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.
- Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.
Методы и приёмы:
Беседа, художественное слово, объяснение, поощрение, указания, индивидуальная работа с детьми, анализ.
Словарная работа: Блик
Оборудование и материалы:
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4, стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка.
Предшествующая работа:
Рассматривание репродукции натюрмортов; иллюстраций с фруктами и цветами, заучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
Ход занятия.
Воспитатель:
— Ребята, давайте вспомним с вами такой жанр изобразительного искусства – натюрморт. Сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию автора И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
— Что вы видите на картине?
Дети: (Ваза с цветами, корзинка с фруктами, стакан с водой, фрукты, ягоды.)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал?
Дети: (потому, что на картине изображено цветы и плоды)
— К какому жанру живописи она относится?
Дети: (Натюрморту)
—Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.
— Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
Дети: (натуральные фрукты и цветы можно потрогать,пощупать,определить форму, понюхать,определить на запах,а на картине этого сделать нельзя)
— Какого цвета фрукты изобразил художник?
Дети: (Желтого, оранжевого, желто-красные)
— В чем вы видите красоту такого сочетания и формы? (Ответы детей)
— Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Дети: (Красочные красивые цветы и аппетитные фрукты)
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы,
Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
-А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!
(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)
Воспитатель предлагает детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.
Воспитатель:
-Ребята, сейчас я предлагаю вам погулять в игру «Ваза – тарелка – корзина».
Физкультминутка
В разных местах групповой комнаты разложены муляжи ягод, овощей, фруктов. Каждый ребёнок должен взять любые – ягоду, овощи фрукт и положить в соответствующую посуду (в корзину – овощи, в вазу — фрукты, в тарелку – ягоды.)
Воспитатель: А теперь давайте пройдем в нашу мастерскую. Присаживайтесь пожалуйста за столы.
Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого мы выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом — при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы — прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики — в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.
Самостоятельная работа: По ходу ООД проводится индивидуальна работа с затрудняющимися детьми.
Анализ работ: Ребята, вы сегодня были настоящими художниками, вы очень старались и поэтому у вас всё получилось красивые натюрморты.
Давайте рассмотрим с вами все рисунки, придумайте название своему натюрморту. Дети проводят анализ своих рисунков. Ребята, а теперь давайте оформим выставку и у нас получится с вами замечательный, яркий натюрморт, который мы обязательно покажем нашим родителям.