Цель: знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувства ритма, композиции, цвета.
Материалы: гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).
– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А на чем можно путешествовать? (ответы детей). А я вам предлагаю отправиться в путешествие не обычным способом на ковре -самолете.
Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Дети садятся на ковер, берутся за руки и закрывают глаза).
А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали?
А попали мы на выставку рисунков! Посмотрите, как здесь красиво! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).
Какие они все яркие, красивые и очень разные.
– Хотите узнать, откуда все эти игрушки?
– Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печь, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. И жили в том селе мастера, которые лепили из глины игрушки своими руками, а потом расписывали их узорами. Поэтому их так и называют – дымковские игрушки.
– Что же это за игрушки? Давайте их рассмотрим.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?
(Красный, желтый, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, розовый, темно-бордовый).
– Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому и игрушки красочные, яркие, красивые и очень разные.
Самой известной дымковской игрушкой была – Барышня. Она носила яркие расписные юбки. Давайте рассмотрим юбку барышни. Какие элементы используются при росписи юбки? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)
Воспитатель рассказывает, что обозначают элементы росписи.
(круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода).
– А давайте ещё раз посмотрим эти элементы на других игрушках. Так их расписывали мастера. И называется такая роспись – дымковская роспись.
– А хотите и вы побывать мастерами? Предлагает детям сделать подарки для жителей Дымкова – красивые полосатые коврики.
Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «Веселые игрушки»
Вот большая пирамидка (дети тянутся вверх)
И веселый мячик звонкий (прыгают на месте)
Мягкий мишка косолапый (шагают на месте)
Все живут в большой коробке (руками изображают квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрывают глаза)
Начинают все играть (изображают любое движение).
Мы веселые милашки (ставят руки на пояс, раскачиваются в стороны)
Чудо-куклы, неваляшки (раскачиваются)
Мы танцуем и поем (приседают, пританцовывают)
Очень весело живем (прыгают на месте
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую.
– Проходите за столы, присаживайтесь.
– Я распишу один коврик и покажу вам, как рисовать некоторые элементы дымковской росписи. Я буду использовать такие элементы как , полоски, круги и точки.
( воспитатель расписывает коврик. Показать приемы рисования: сначала нужно провести слева направо полоски одного цвета на небольшом расстоянии друг от друга, затем сверху вниз….и т.д. )
Ну, что ребята, попробуете такие нарисовать? Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «На работу».
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» — широко расставить пальцы в стороны.
Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи.
Заключительная часть.
В конце занятия рассмотреть все рисунки.
Сказать, что коврики получились очень красивые.
– Вам понравилось путешествие? Я очень рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в группу.
Приглашаю вас снова на чудесный ковер, возьмите друг друга за руки, закройте глаза..
– Вот мы снова в детском саду.
– Ребята, где мы с вами побывали?
– Что нового мы узнали? Почему игрушки называются дымковские?
– Из чего их делают? Какими элементами расписывают?
Наши коврики мы повесим на выставку, а вечером расскажем родителям о том, что интересного мы сегодня узнали, когда украшали коврики.