Консультация для родителей Использование мнемотехники в развитии речи детей

Подготовила учитель-логопед
Пономарева О. Н.

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, Полянской Т.Б. разработано специальное пособие, где показан прием мнемо­техники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей.

В мнемотаблице схематически возможно изображение ге­роев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изо­бразить все то, что   считаете нужным, и так, чтобы нарисо­ванное было понятно детям.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н. Плещеева:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Можно изобразить травку, солнышко, ласточ­ку, домик.

Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запо­мнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

Попробуйте сами, и вы увидите результат!

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква-ква-ква. 

Весна

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
(Г. Ладонщиков)

Я сосульку не сосу,
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко –
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет!
А. Горбунова

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — мамочка
Этот пальчик — папочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
(Н. Саконская)

Комментарии закрыты.