Программное содержание:
Образовательные:
Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материал и оборудование к занятию: Дымковские игрушки (для рассматривания); мультимедийный проектор; презентация (история возникновения дымковской игрушки; образцы элементов росписи); палитра, гуашь, кисточки, салфетки, баночка с водой.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.
Я вас сегодня всех рада видеть здоровыми, веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться. Давайте улыбнемся и подарим улыбки нашим гостям.
Приветствие «Друг»
Собрались все дети вкруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
А сейчас я вас хочу пригласить в сказочную страну. Давайте закроем глаза. Я скажу волшебные слова. Раз, два, три покружитесь, в сказочной стране вы окажитесь.
Воспитатель:: Ой, куда это мы с вами попали?
Воспитатель: А попали мы свами в страну мастеров на выставку. Воспитатель:Что вы видите на этой выставке.
Дети: На этой выставке мы видим игрушки
Воспитатель:А как называются эти игрушки.
Дети: Эти игрушки называются дымковские.
Воспитатель:Давайте посмотрим какие игрушки слепили мастера. (лошадка, козлик, уточка, барыня, олешек, водоноска)
Воспитатель: Дети, какие узоры использовали мастера для расписывания игрушек (круги, линии, точки, кольца)
Воспитатель:какие цвета использовали умельцы(красные, желтые, синие, зеленые)
Воспитатель:Ребята, а сейчас я вам расскажу историю возникновения дымковской игрушки.
(Презентация)
Давным-давно за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова расположилось большое село. И поселились там люди.
Зимой люди вставали рано утром и затапливали печи, из труб валился голубой дымок. А в пасмурные дни стелился голубой туман от речки легкой дымкой. Возможно от этого и возникло название села Дымково. Поселились здесь люди мастеровые и умелые.
Нашли они глину на берегу реки и начали из нее лепить посуду. А потом игрушки для своих детей. И игрушки эти стали называть дымковские.
После того когда игрушку слепили, ее сушили несколько дней а потом обжигали в русской печи. От огня и жара фигурки высыхают и становятся твердые как камушки. Остынет игрушка после обжига и красит ее мастер в белый цвет. Затем мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.
Узоры самые простые( кружочки, точки, колечки, прямые и волнистые линии, клетка).Готовые игрушки мастера везли на ярмарку.
Воспитатель:Ребята, скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки. Но вот беда. Сегодня мне позвонили мастера-умельцы и сказали, что сами они не успевают подготовиться к ярмарке и просили нас помочь расписать петушков дымковской росписью. Поможем им?
Дети:Да..
Воспитатель:Прежде чем стать мастерами давайте рассмотрим дымковского петушка.( на проекторе)
Воспитатель:Из каких частей состоит петушок? (Голова, туловище, хвост, гребешок, бородка, клюв, глаза)
Воспитатель:Какими узорами расписано туловище петушка? (большой круг, точки).
Воспитатель:А какими узорами расписан хвост петушка? (кружочки, волнистые линии, точки).
Давайте посмотрим как будем расписывать петушка.
Сначала рисуем большие крупные элементы, а затем мелкие. Тонкие и мелкие элементы выполняем кончиком кисти.
Воспитатель: Ребята обратите внимание, что гребешок, бородку, клюв и подставку мы закрашиваем полностью.
Теперь будем расписывать туловище петушка. Самый большой элемент круг, нарисуем в центре. Даем время высохнуть. После того как высохнет рисуем точки. Как рисуем круг? Кончиком кисти, закрашиваем всем ворсом по форме. А точки концом кисти. Осталось расписать хвост петушка. Рисуем кружочки, волнистые линии, точки. Как будем рисовать волнистые линии, кружочки. (кончиком кисти)
Немного разомнемся перед работой.
Физминутка.
Привезли мы глину с дальнего бугра
( руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
А теперь отправляемся в мастерскую.
Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, потому что игрушки не похожи одна на другую. Я прикреплю на доску своего петушка. Это будет небольшая подсказка для тех кто затрудняется в работе.
Прежде чем приступить к работе подумайте какие краски хотите использовать и какими узорами будете расписывать свою игрушку. Не забывайте правильно держать кисточку ,чуть выше юбочки, тремя пальцами. И что не забываем делать с кисточкой, чтобы рисовать разными красками? (прополаскивать, промокнуть о салфетку).
Самостоятельная деятельность детей.
Рефлексия.
Давайте еще раз вспомним, как называлось село где изготавливали игрушки?( Дымково)
А как называются эти игрушки?(дымковские)
А как еще можно назвать (глиняные, народные)
А что мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Ребята, вы все помогли мастерам подготовиться к ярмарке.Дети каждый мастер после работы убирает свое рабочее место. Вы тоже мастера, не забудьте убрать свое рабочее место.