Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковского петушка» в старшей группе.

Программное содержание:

Образовательные:

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Материал и оборудование к занятию: Дымковские игрушки (для рассматривания); мультимедийный проектор; презентация (история возникновения дымковской игрушки; образцы элементов росписи); палитра, гуашь, кисточки, салфетки, баночка с водой.

Ход занятия

Воспитатель:Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Я вас сегодня всех рада видеть здоровыми, веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера. А для этого  мы должны чаще улыбаться. Давайте улыбнемся и подарим улыбки нашим гостям.

Приветствие «Друг»

Собрались все дети вкруг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

А сейчас я вас хочу пригласить в сказочную страну. Давайте закроем глаза. Я скажу волшебные слова. Раз, два, три покружитесь, в сказочной стране вы окажитесь.

Воспитатель:: Ой, куда это мы с вами попали?

Воспитатель: А попали мы свами в страну мастеров на выставку. Воспитатель:Что вы видите на этой выставке.

Дети: На этой выставке мы видим игрушки

Воспитатель:А как называются эти игрушки.

Дети: Эти игрушки называются дымковские.

Воспитатель:Давайте посмотрим какие игрушки слепили мастера. (лошадка, козлик, уточка, барыня, олешек, водоноска)

Воспитатель: Дети, какие узоры использовали мастера для расписывания игрушек (круги, линии, точки, кольца)

Воспитатель:какие цвета использовали умельцы(красные, желтые, синие, зеленые)

Воспитатель:Ребята,  а сейчас я вам расскажу историю возникновения дымковской игрушки.

(Презентация)

Давным-давно за дремучими лесами, на берегу голубой  реки Вятка, напротив города Кирова расположилось большое село. И поселились там люди.

Зимой  люди  вставали рано утром и затапливали печи, из труб валился голубой дымок. А в пасмурные дни стелился голубой туман от речки легкой дымкой. Возможно от этого и возникло название села Дымково. Поселились здесь люди мастеровые и умелые.

Нашли они глину на берегу реки и начали из нее лепить посуду. А потом игрушки для своих детей. И игрушки эти стали называть дымковские.

После того когда игрушку слепили, ее сушили несколько дней а потом обжигали в русской печи. От огня и жара фигурки высыхают и становятся твердые как камушки. Остынет игрушка после обжига и красит ее мастер в белый цвет. Затем мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

Узоры самые простые( кружочки, точки, колечки, прямые и волнистые линии, клетка).Готовые игрушки мастера везли на ярмарку.

Воспитатель:Ребята, скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки. Но вот беда.  Сегодня мне позвонили мастера-умельцы и сказали, что сами они не успевают подготовиться к ярмарке и просили нас помочь расписать  петушков дымковской росписью. Поможем им?

Дети:Да..

Воспитатель:Прежде чем стать мастерами давайте рассмотрим дымковского петушка.( на проекторе)

Воспитатель:Из каких частей состоит петушок? (Голова, туловище, хвост, гребешок, бородка, клюв, глаза)

Воспитатель:Какими узорами расписано туловище петушка? (большой круг, точки).

Воспитатель:А какими узорами расписан хвост петушка? (кружочки, волнистые линии, точки).

Давайте посмотрим как будем расписывать петушка.

Сначала рисуем большие крупные элементы, а затем мелкие. Тонкие и мелкие элементы выполняем  кончиком кисти.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, что гребешок, бородку, клюв  и подставку мы закрашиваем полностью.

Теперь будем расписывать туловище петушка. Самый большой элемент круг, нарисуем в центре. Даем время высохнуть. После того как высохнет рисуем точки. Как рисуем круг? Кончиком кисти, закрашиваем всем ворсом по форме. А точки концом кисти. Осталось расписать хвост петушка. Рисуем кружочки, волнистые линии, точки. Как будем рисовать волнистые линии, кружочки. (кончиком кисти)

Немного разомнемся перед работой.

Физминутка.

Привезли мы глину с дальнего бугра

( руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

А теперь отправляемся в мастерскую.

Каждый мастер расписывает  игрушку по своему вкусу, потому что игрушки не похожи одна на другую. Я прикреплю на доску  своего петушка. Это будет небольшая подсказка для тех кто затрудняется в работе.

Прежде чем приступить к работе подумайте какие краски хотите использовать и какими узорами будете расписывать свою игрушку. Не забывайте правильно держать кисточку ,чуть выше  юбочки, тремя пальцами. И что не забываем делать с кисточкой, чтобы рисовать разными красками? (прополаскивать, промокнуть о салфетку).

Самостоятельная деятельность детей.

Рефлексия.

Давайте еще раз вспомним, как называлось село где изготавливали игрушки?( Дымково)

А  как называются эти игрушки?(дымковские)

А как еще можно назвать (глиняные, народные)

А что мы с вами сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Ребята, вы все помогли мастерам  подготовиться к ярмарке.Дети каждый мастер после работы убирает свое рабочее место. Вы тоже мастера, не забудьте убрать свое рабочее место.

Комментарии закрыты.