Дети входят в зал с флагами под песню «Россия» и танцуют.
После танца проходят на стульчики. (Звучит плавная красивая музыка. На сцену выходит ведущая. Она читает стихотворение «Запах Родины».)
Вновь вдохну черемух аромат.
Пряный запах! С чем же он сравним?
Он, как чашу, наполняет сад
Майским теплым молоком парным.
Что-то есть волнующее в нем!
Вижу уголки земли родные:
Детство, сад, далекий отчий дом.
Родины просторы вековые.
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство!
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
У каждого из нас есть своя малая родина. Мы считаем родиной и отчий дом, и рябинку у забора, и место, где жили когда-то наши предки.
(На сцену выходят дети и читают по очереди стихотворение.)
1-й чтец.
Что такое Родина?
Кто ответит мне?
Красную смородину
Вижу я в окне.
2-й чтец.
Может, это нянюшка
Старая в платочке,
Что печет оладушки
Внученькам и дочке?
3-й чтец.
И отец и матушка,
Вся моя родня —
Дедушка и бабушка,
Рядом с ними — я.
1, 2, 3-й чтецы (хором).
Алая рябина
Встала у ворот,
Родина любимая,
Древний русский род!
Ведущая. Слово «родина» произошло от слова «род». Слов с корнями «род» в русском языке много. Назовите их.
(Дети отвечают из зала: «родить», «родители», «родословная», «родоначальник», «народ».)
Ведущая. Молодцы! Много слов назвали. Давайте вспомним и пословицы, посвященные родине.
(Дети называют пословицы.)
- Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
- Жить — родине служить.
- Человек без родины, что соловушка без песни.
- Родной куст и зайцу дорог.
- Чужбина — калина, родина — малина.
- Где кто родится, там и пригодится.
Ведущая. Очень хорошо! Много пословиц вы знаете о родине. Сегодня мы отмечаем День России. В мире существует множество государств, и все они отличаются друг от друга обычаями, традициями, языками, на которых говорят люди, географическим положением. У любого государства есть свои собственные символы, говорящие о независимости страны.
Что такое символы государства? О них мы сейчас и поговорим.
(Звучит государственный Гимн России. Все встают и слушают его стоя.)
Ведущая. Наш гимн торжественный, красивый, он рождает в сердце чувство гордости за нашу великую державу.
(Трое детей выносят на сцену государственный Флаг России.)
Ведущая. Цвета российского флага — белый, синий и красный. Это цвета, отвечающие народным представлениям о красоте и мудрости, доброте и справедливости. В старину, при царе Алексее Михайловиче, в расположении полос флага люди видели строение мира. Белая и синяя полосы означали небосвод, а красная полоса под ними — мир живой природы. Да и сейчас цветам флага люди придают особенное значение. Белый цвет — символ мира и чистоты помыслов, синий — неба, верности и правды, а красный — отваги и любви. Послушайте стихотворение «Флаг России».
(На сцену выходят дети, одетые в белые, синие и красные костюмы. Они держат в руках небольшие флаги РФ и по очереди читают стихи.)
1-й чтец (одет в синий костюм).
Нет страны прекраснее России!
И луга, и горы, и поля…
Небеса ее чисты и сини,
А вода в ручьях — из хрусталя.
2-й чтец (одет в белый костюм).
Белый снег, березы тоже белы,
Белые черемухи цветы,
Белым цветом яблони одело
Кружево весенней красоты.
3-й чтец (одет в красный костюм).
Красный цвет — сверкающее пламя,
Это символ солнца и огня.
Вот такое радостное знамя
Видите в руках вы у меня!
Ведущая. Всем странам мира нужны свои гимны, флаги и гербы. Они нужны государству, потому что они служат отличительными и опознавательными знаками. Кто может ответить, где мы можем увидеть Флаг России?
(Ответы детей из зала.)
Мальчик. На границе, при въезде в страну.
Ведущая. Верно! А где еще?
Девочка. Над зданиями посольства, торговых представительств нашей страны за рубежом.
Мальчик. Во время важных событий — государственных праздников — над всеми зданиями развеваются флаги Российской Федерации.
Ведущая. Правильно, молодцы! А когда мы можем услышать гимн?
Мальчик. Гимн звучит, когда поднимают государственный флаг.
Девочка. Он звучит 9 мая, в День Победы, во время парада на Красной площади в Москве. Гимн России исполняют, когда проводят спортивные соревнования, во время награждения победителей- спортсменов.
Голос из зала. Гимн можно услышать и на Новый год. Бьют куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит торжественный гимн.
Ведущая. Правильно!
(На сцену выходят мальчики, одетые в белые рубашки, синие костюмы и голубые галстуки. Они по очереди читают стихи, посвященные Гимну России.)
1-й чтец.
Гимн славит могучую нашу Россию,
Ее облака и простор ее синий,
Гимн Родину нашу державой зовет,
Ей путь предрекает вперед и вперед.
2-й чтец.
Одна ты такая держава на свете.
С другою страною тебя не сравнить!
Подаришь ты счастье и взрослым, и детям,
Отчизну родную мы будем любить!
Ведущая. Наш гимн создали знаменитые композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.
Кроме знамени и гимна, третьим символом России является герб.
(Звучит торжественная музыка. Дети выносят на сцену Герб России.)
Ведущая. Герб России — древний, славный герб! С этим гербом наши предки 500 лет жили, страну создавали, храмы строили, украшали, от врагов обороняли. Герб России — двуглавый орел, такой, каким он был с древнейших времен. Золотой на красном поле. Орла венчают три короны — знак единства всей нашей страны. В лапах орел держит скипетр — знак власти и порядка и державу — символ закона. А на груди орла — серебряный всадник на красном фоне в синем плаще. Острым копьем он поражает черного дракона. Это символ победы добра над злом, светлых сил над злыми, темными.
(Звучит торжественная музыка.)
Ведущая. А теперь послушайте стихи, посвященные российскому Гербу.
(На сцену выходят дети.)
1-й чтец.
Гербу России полтыщи лет.
Герба красивее в мире нет
2-й чтец.
С ним Отчизна хорошела,
За народ она радела.
3-й чтец.
Российский герб — орел двуглавый.
Он полон сил, побед и славы.
4-й чтец.
Он держит скипетр и державу —
Знак власти, мощи, силы, права.
5-й чтец.
Могучий всадник на груди
Дракона злобного разит.
6-й чтец.
Свет и добро зло победит,
Пусть герб наш золотом горит!
Ведущая.Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы не было войны?
Дети. Дружить.
Ведущая. Конечно, дружить.
Звучит «Песенка друзей»
Ведущая. Давайте еще раз вспомним государственные символы России: Гимн, Флаг и Герб. Давайте разделимся на две равные команды. Я буду задавать вопросы. Выиграет та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов. Одну команду мы назовем «Огонь». Она стоит слева от меня, другую мы назовем «Отвага», она встанет справа от меня.
Ведущая. Вопрос первый. Как называют жителей России?
Команда «Огонь». Россияне!
Ведущая. Вопрос второй. Как вы думаете, что такое Родина?
Команда «Отвага». Страна, где человек родился и живет.
Ведущая. Вопрос третий. Какие государственные символы вы знаете?
Команда «Отвага». Герб, флаг, гимн.
Ведущая. Вопрос четвертый. Почему изображение российского Флага помещают на некоторых автомобилях, самолетах, кораблях?
Команда «Огонь». Чтобы было понятно, что эти автомобили, самолеты, корабли принадлежат России.
Ведущая. Вопрос пятый. Назовите композитора и поэта, создавших Гимн России?
Команда «Отвага». Композитор Александров и поэт Михалков.
Ведущая. Вопрос шестой. Что означают цвета российского Флага?
Команда «Огонь». Белый цвет — мир и чистота, синий — небо, верность, правда, красный — огонь, отвага, любовь.
Ведущая. Вопрос седьмой. Прочитайте наизусть один из куплетов Гимна России.
Команда «Отвага».
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Ведущая. Вопрос восьмой. Какой символ можно увидеть на денежных знаках России?
Команда «Отвага». Герб России.
Ведущая. Вопрос девятый. Зачем нужно изображение герба на монетах?
Команда «Отвага». Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран.
Ведущая. Вопрос десятый. Как выглядит Герб России?
Команда «Отвага». Двуглавый орел.
Ведущая. Вопрос одиннадцатый. Что означает изображение двуглавого орла?
Команда «Огонь». Единство и независимость страны.
Ведущая. Вопрос двенадцатый. Что означает изображение всадника и дракона?
Команда «Отвага». Победу добра над злом.
Ведущая. Вопрос тринадцатый. Какие части можно выделить на Гербе нашей страны?
Команда «Отвага». Четыре части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, серебряный всадник, поражающий копьем черного дракона.
Ведущая. Правильно! В качестве приза вы получаете грамоту с рисунком российского Герба, Флага и слова Гимна.
Кстати, Святой Георгий Победоносец исстари почитался и сейчас почитается как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах. С XIV века изображение Святого Георгия на белом коне стало гербом Москвы, а позже появилось на Гербе Российской Федерации.
(На сцену выходит мальчик и читает стихотворение.)
Мальчик.
Святой Георгий на коне,
На серебристом скакуне,
Ударом мощного копья
Разящий дьявольского змея.
И под копытами коня
Тускнеет змея чешуя.
И пламень глаз его бледнеет.
Святой Георгий, отрази
Врагов бессовестных и лживых,
Отбрось копьем их от Руси,
Чтоб наши дети были живы!
Ведущая. Ребята, а какие неофициальные символы России вы знаете?
Дети. Березка, ромашка, матрешка, медведь, самовар.
Ведущая. А наши девочки сейчас нам станцуют танец.
Ведущая. Дети, давайте вспомним где мы с вами живем?
Дети. В Краснодарском крае.
Ведущая. А как еще его называют.
Дети. Кубань.
Ведущая. Давайте про наш край споем песню.
Дети исполняют песню «Кубань».
Ведущая. На этом наш праздник посвященный Дню России подошел к концу. Давайте сфотографируемся на память.