Консультация на тему: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»

Подготовила
учитель-логопед
Пономарева О.Н.

Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение и закрепление, и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения.

Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

  • 1 фаза— овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации;
  • 2 фаза-коррекция, уточнение и дифференцирование , тонкая координация движения;
  • 3 фаза— закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обратить внимание на то, как ловко ребенок держит ложку, чашку, карандаш, как действуют пальчики при лепке,  как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в четыре года ребенок не умеет доносить воду в пригоршне до лица — значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект- блокировку, т. е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребенку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравится игры с массажерами, другим с карандашами и т. д.).

Дополнительные занятия дома для родителей:

Материал: набор игрушек киндер-сюрпризов на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики-массажеры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.

Игры с предметами (для детей):

1.«Киндер-спортсмен»: манипуляции с мелкими игрушками (киндер-сюрпризы устойчивой формы) – удерживать на раскрытой ладони, поднимая ее вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом), усложнение- поднимать и опускать руку выше ,ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь, подкидывая киндер как можно выше.

2.«Жонглеры»: подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке, из руки в руку, друг другу.

3.«Пирацкие игры»: манипуляции с не подточенными цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы); усложнения – совершать колебательные движения карандашом; удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (все пальцы); одна рука ладонью вниз лежит на столе, пальцы раздвинуты широко, карандаш во второй руке, поставлен на тыльную сторону ладони.

Развитие мелкой моторики в быту:

Если ребенка не увлекают развивающие пособия- предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1.Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2.Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. От шелушить пленку с жаренных орехов.

3.Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, фасоль).

4.Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5.Открывать почтовый ящик ключом.

6.Пытаться самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, учиться самостоятельно одевать перчатки.

7.Помогать сматывать нитку или веревку в клубок.

8.Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9.Вешать белье, используя прищепки.

10.Помогать перебирать крупу.

11.Собирать на даче или в лесу ягоды.

12.Вытирать пыль.

13.Включать и выключать свет.

14.Перелистывать страницы книги.

15.Затачивать карандаши точилкой. Стирать нарисованные каракули ластиком.

16.Раскладывать ложки и вилки в свои ячейки.

17.Закручивать гайки и болты разного размера.

ВСЕ ПРЕДЛЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ ВЗРОСЛОГО!

Комментарии закрыты.