Конспект подгруппового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности с 6 до 7 лет.
Подготовила
учитель-логопед
Пономарева О.Н.
2021 г.
Цель: развитие языковых компонентов речи;
Задачи:
Образовательные:
Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи, автоматизация правильного произношения звуков, совершенствование навыков звукового анализа слов;
Развивающие:
Развитие фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, интереса и любви к чтению;
Оборудование:
Предметные картинки с изображениями героев «Сказки о глупом мышонке», резиновые мячики, простые и цветные карандаши, индивидуальные тетради, буквы, звукарики;
Предварительная работа:
Чтение «Сказки о глупом мышонке», просмотр мультфильма «Сказка о глупом мышонке», чтение других произведений С. Я. Маршака, работа над общими речевыми навыками, просодической стороной речи, повторение пальчиковой гимнастики «Мяч».
Ход занятия
Организационный момент.Упражнение «Узнай сказку» (Сообщение темы занятия, развитие памяти, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация правильного произношения).
Логопед приветствует детей, предлагает им сесть на стульчики, на доске –предметные картинки с изображениями героев сказки
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о произведениях , которые написал С. Я. Маршак, почитаем, поиграем, и послушаем ушками. Внимательно посмотрите на доску, герои из какой сказки изображены на картинках? (ответы детей).
Назовите героев сказки (ответы детей)
Как называется эта сказка? (ответы детей). Правильно, молодцы!
Игра «Поймай звук». (Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа).
Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру, приготовили ладошки, «ловим» звук /А/, я называю слова, вы внимательно слушаете, хлопаете в ладоши, если услышите звук /А/.
Слова: мышка, жаба, утка, курица, кошка.
Логопед. Ребята, назовите звук, который находится в конце слова.(ответы детей), правильно, это звук /А/. Далее- «ловим» звук /У/. Слова: утка, курица, щука.
Ребята, назовите слово, где звук /У/ стоит первым (ответы детей).
Логопед. Ребятки, приготовились слушать. Я буду называть правильные и неправильные слова, вы должны мне назвать только правильные слова.
Игра «Назови слово» (развитие фонематического восприятия). Слова: баман-паман-банан-ваван-ванан; далее- следующая группа слов: витанин-митамин-витамин-виталин; далее- слушаем внимательно, и называем правильное слово: альбом-айбом-аблем;
Далее-кветка-тлекта-клетка-клетта. (ответы детей).
Логопед. Теперь немного отдохнем и разомнем наши пальчики, взяли в руки мячики и выполняем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.Упражнение «Мяч» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением).
Я круги мячом катаю Раскатывают резиновый мяч между ладоней
Взад-вперед его гоняю Перекатываю мяч на столе
Им поглажу я ладошку Гладят по ладони
А потом сожму немножко Сжимают мяч в ладони
А теперь последний трюк Перекидывают мяч между ладонями
Логопед. Молодцы, ребята, отдохнули. А сейчас переходим к следующему заданию.
Упражнение «Составь схему» (развитие навыков звукового анализа и синтеза слов).
Логопед. На доске напечатаны два слова, давайте попробуем их прочесть. (ответы детей). На доске написаны слова /ЖАБА/, /КОШКА/. Давайте посчитаем количество букв в слове /ЖАБА/. В слове 4 буквы, у каждой буквы есть свой звук, значит 4 звука.
Первый звук /Ж/ — твердый согласный , синего цвета, второй- гласный – красный /А/, третий –твердый согласный /Б/, синего цвета, четвертый- гласный –красный /А/.
(Разбор слова по звуковому составу в индивидуальных тетрадях, один ребенок выполняет разбор на доске).
Второе слово — /КОШКА/. В слове 5 букв, значит 5 звуков.
Первый звук /К/ -твердый согласный, синего цвета, второй- гласный-красный /О/, третий звук /Ш/ — твердый согласный, синего цвета, четвертый звук /К/ — твердый согласный, синего цвета, пятый – гласный-красный /А/. (Разбор слова по звуковому составу в индивидуальных тетрадях, один ребенок выполняет разбор на доске).
Логопед. Назовите, пожалуйста, гласные в слове /ЖАБА/, в слове /КОШКА/. (ответы детей). Молодцы, правильно!.
Окончание занятия.(оценка работы детей). Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли.
Используемая литература:
- Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019г.
- Н. В. Нищева. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь.- СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018г.