учитель-логопед Пономарева Ольга Николаевна
Правила занятия с ребенком дома
1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания(кроме графических) выполняются устно
7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого
8-тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание
Артикуляционная гимнастика
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка — язык, губы, челюсти –также работал правильно и четко.
В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика ,которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Что необходимо знать!
1.Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.
2.Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.
3.Количество повторов каждого упражнения от 5-10 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4.Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.
5.Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.
6.Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения
7.Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.
Звуки и буквы. Что нужно знать!
- Звук мы слышим и произносим.
Звуки речи на письме обозначаются буквами.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,
находить звук в слове), а потом учиться обозначать звук буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.
- Гласные звуки и буквы.
Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.
В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.
Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».
- Согласные звуки и буквы.
В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч ,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.
— Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).
Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие – зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук, не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.
Например: лось — в начале слова стоит звук Л (твердый);
лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).
Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.
-Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р]), если закрыть уши руками и произнести звук — в голове будет «звенеть»
При произнесении глухих согласных( [к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) в голове звук «не звенит»
Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.
Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».
- Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.