Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи:
- Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
- Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
- Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Дети вместе с ведущим входят в зал и садятся на стульчики.
В зале воспитатель в русском народном сарафане приветствует их: «Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы на наш праздник. Удивлены, что я вас так назвала? «Красны девицы» — это значит, что девочки наши покрашены в красный цвет? Нет, это значит, что девочки наши красивые, добрые. А мальчики –«добры молодцы» — это наши защитники, помощники.»
Ведущий:Ребята, у нас сегодня большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка!
Кто мне поможет, что такое «Родной язык»?
Ответы детей: — это язык на котором мы говорим, и говорят наши родные-мамы, папы, бабушки и дедушки.
Ведущий: Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.
Есть у каждого язык,
Что родной на веки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Воспитатель: Ребята, это наша планета, она называется – Земля (показ на глобусе). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. Мы с вами живем в самой большой стране мира – в России. И русский язык – наш родной язык. В разных странах говорят на разных языках. В Англии — на английском, в Германии — на немецком, в Турции — на турецком. В России – русский язык не только родной для большинства жителей, он еще является языком межнационального общения. Что это значит? В нашей стране –живут люди разных национальностей, имеющие свой родной язык, но все они говорят по- русски, русский язык нас объединяет. Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, пишем письма, думаем, поем песни, рассказываем стихи.
Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.
(Дети читают стихи)
1ребенок
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный, то страстный,
То нежно певучий
2ребенок
В нем есть и усмешка
И мягкость и ласка
Написаны им
и рассказы и сказки.
3ребенок
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий:Богат и красив русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться друг с другом.
В древности люди не знали письменности. Они передавали истории, сказки из уст в уста. Русская народная сказка это не только наше богатство, но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем?
Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Лисичка со скалочкой».
Воспитатель: А что всегда побеждает в русских сказках
Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости.
Еще один из видов устного творчества — это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом, без которых невозможно представить русский язык.
Например: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Какие пословицы о языке вы знаете? (Ведущий и воспитатель с детьми называют пословицы и обсуждают их смысл).
Язык до Киева доведет.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Держи язык за зубами.
Видна птица по перьям, а человек — по речам.
Язык острее бритвы.
Воспитатель: Шло время, люди научились записывать свои мысли. До наших дней сохранились берестяные — письма и записи на коре березы. Чернила на берестяных грамотах не использовались. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Братья Кирилл и Мефодий разработали азбуку. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей».
Игра «На что похожа буква?»
(Педагог показывает букву, называет её и спрашивает, на что она похожа.Дети подбирают подходящую картинку).
Буква Д — на дом.
Воспитатель:Молодцы, ребята!
Ведущий: А загадки русские народные отгадаете? Послушайте.
Загадки:
- Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)
- Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)
- Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Воспитатель:Матрешка это русская деревянная игрушка. Это симпатичная девушка в цветастом наряде.
Для вас задание: Кто быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у кого будет составлен красивый узор. ( Дети делятся на 2команды по 3 человека и на магнитной доске украшают матрешку цветочками).
Оценка работ.
Ведущий: Издревне на Руси любили водить хороводы. Я предлагаю поиграть в хороводную игру «Ходит Ваня».
Дети встают в круг. Выбирается участник – «Ваня», дети водят хоровод, «Ваня» ходит по кругу, все произносят слова:
Ходит Ваня,
Ходит Ваня посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка .
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка.
Пляшет Ваня, пляшет Ваня
Со своим дружочком.
После окончания слов «Ваня» передает платочек ребенку, которого выбрал и танцует с ним. Дети меняются ролями, игра продолжается.
Воспитатель:Я хочу вас познакомить с народной игрой «Заря».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Ведущий: Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался?
Ответы детей: международный день родного языка.
( В заключении праздника ребенок читает стихотворение).
Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни