Развлечение в старшей группе  «Родной язык».

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Задачи:

  • Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
  • Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  • Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Ход праздникаДети  вместе с ведущим входят в зал и садятся на стульчики.

Дети  вместе с ведущим входят в зал и садятся на стульчики.

В зале  воспитатель в русском народном сарафане приветствует их: «Добро пожаловать, добры молодцы  и  красны девицы на наш праздник. Удивлены, что я вас так назвала? «Красны девицы» — это значит, что девочки наши покрашены в красный цвет? Нет, это значит, что девочки наши красивые, добрые. А мальчики –«добры молодцы» — это наши защитники, помощники.»

Ведущий:Ребята, у нас сегодня  большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка!

Кто мне поможет, что такое «Родной язык»?

Ответы детей: — это язык на котором мы говорим, и говорят наши  родные-мамы, папы, бабушки и дедушки.

Ведущий: Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.

Есть у каждого язык,

Что родной на веки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поем им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье!Ребята, это наша планета, она называется – Земля

Воспитатель: Ребята, это наша планета, она называется – Земля (показ на глобусе). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. Мы с вами живем в самой большой стране мира – в России. И русский язык – наш родной язык. В разных странах говорят на разных языках. В Англии — на английском, в Германии — на немецком, в Турции — на турецком. В России – русский язык не только родной для большинства жителей, он еще является языком межнационального общения. Что это значит? В нашей стране –живут люди разных национальностей, имеющие свой родной язык, но все они говорят по- русски, русский язык нас объединяет. Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, пишем письма, думаем, поем песни, рассказываем стихи.

Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.

(Дети читают стихи)

1ребенок

Язык наш прекрасный-

Богатый и звучный,

То мощный, то страстный,

То нежно певучий

2ребенок

В нем есть и усмешка

И мягкость и ласка

Написаны им

и рассказы и сказки.

3ребенок

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Ведущий:Богат и красив  русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться друг с другом.

В древности люди не знали письменности. Они передавали истории, сказки из уст в уста. Русская народная сказка это не только наше богатство, но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем?

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель: А что всегда побеждает в русских сказках

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости.

Еще один из видов устного творчества —  это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом, без которых невозможно представить русский язык.

Например: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Какие пословицы о языке вы знаете? (Ведущий и воспитатель с детьми называют пословицы и обсуждают их смысл).

Язык до Киева доведет.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Видна птица по перьям, а человек — по речам.

Язык острее бритвы.

Воспитатель: Шло время, люди научились записывать свои мысли. До наших дней сохранились берестяные — письма и записи на коре березы. Чернила на берестяных грамотах не использовались. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Братья Кирилл и Мефодий разработали азбуку. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей».

Игра «На что похожа  буква?»

(Педагог показывает букву, называет её и спрашивает, на что она похожа.Дети подбирают подходящую картинку). Педагог показывает букву, называет её и спрашивает, на что она похожа.

Буква А похожа  на шалаш.Буква  Д - на дом.

Буква  Д — на дом.

Буква  Ж -на бабочку.Буква  Ж -на бабочку.

Воспитатель:Молодцы, ребята!

Ведущий: А загадки русские народные  отгадаете? Послушайте.

Загадки:

  1. Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)
  2. Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

  1. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

  1. Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6

Разрумянилась немножко,

Это русская…        (матрёшка)

Воспитатель:Матрешка это русская деревянная игрушка. Это симпатичная девушка в цветастом наряде.украшают матрешку цветочками

Для вас задание: Кто  быстрее  и аккуратнее украсит матрёшку, у кого  будет составлен красивый узор. ( Дети  делятся на 2команды по 3 человека и на магнитной доске украшают матрешку цветочками).украшают матрешку цветочками

Оценка работ.

Оценка работ.

Ведущий: Издревне на Руси любили водить хороводы. Я предлагаю поиграть в  хороводную игру «Ходит Ваня».дети водят хоровод

Дети встают в круг. Выбирается участник – «Ваня»,  дети водят хоровод, «Ваня» ходит по кругу, все произносят  слова:

Ходит Ваня,

Ходит Ваня посреди  кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка .

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка.

Пляшет Ваня, пляшет Ваня

Со своим дружочком.

После окончания слов «Ваня» передает платочек ребенку, которого выбрал и танцует с ним. Дети меняются ролями, игра продолжается.

Воспитатель:Я хочу вас познакомить с народной игрой «Заря».игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Ведущий: Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался?

Ответы детей: международный день родного языка.

( В заключении праздника ребенок читает стихотворение).

Языков так в мире много,

Всех нам даже не познать.

Очень важно в этой жизни

О родном не забывать!международный день родного языка.

Комментарии закрыты.