Консультация для родителей:
У детей при речевых нарушениях отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Работу по развитию пальчиковой моторики в компенсирующих группах проводим 2-3 раза в день по 3-5 минут ежедневно. Включаем самомассаж, пальчиковые игры. Пальчиковую гимнастику проводим в комплексе с артикуляционной утром и вечером.
Упражнения прорабатываются с постепенным наращиванием темпа. По мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары, наполненные солью, мукой, мелкими камушками, перчатки с нашитыми пуговицами. Дети делают упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.
Примерные упражнения для самомассажа.
Вариант 1
1.Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2.Растирание ладоней шестигранным карандашом.
3.Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4.Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5.Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6.Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
7.Надавливать незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.
8.Разминание кисти правой руки пальцами левой руки и наоборот, затем поочередное растирание.
Вариант 2
1.Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками, приговорками.
2.Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагают шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаться в меткости.
3.Массаж грецкими орехами:
- -катать два ореха между ладонями;
- -прокатывать один орех между пальцами;
- -удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;
- -удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
5.Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок ( в прямом и обратном порядке).