В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённую позицию.
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.
Участие родителей по коррекции звуковой стороны речи очень важный момент.
Автоматизация звуков
Ребёнок, научившись произносить поставленный звук изолированно, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребёнка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях.
Закрепление изолированного звука
Для закрепления изолированного звука используют звукоподражание:
- [c] — водичка и ветер шумит, насос качает колеса;
- [з] — комар пищит;
- [ш] — змея шипит;
- [ж] – жук жужжит;
- [л] – пароход гудит, самолёт летит;
- [р] – лев/тигр рычит; мотор работает;
Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек. Мы предлагаем ребёнку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук [ж],[с],[з] и т.д.,либо показываем со звуком пчёлке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку.
Автоматизация звука в слогах.
Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребёнка вид деятельности. Если использовать игровые приёмы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдёт быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах
- Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно.
- Произносить слоги: ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
- Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
- Упражнение «Пальчики шагают». Пальчики «идут» по столу.
- Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача взрослых – научить ребёнка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук ещё очень «хрупкий», непрочный, ребёнок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
- нужно «поймать» звук[ж] – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
- как только ребёнок услышит звук [ж], он должен хлопнуть в ладоши, поймать его:
(А), (Ж), (Ш);
ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ;
ЖУК, ЕЖИ;
- дидактические игры на автоматизацию звука: «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насос и колёса», «Компьютер и диски» и др.
Автоматизация звука в предложениях
Цели данного этапа работы над звукопроизношением:
- стимулирование речевой активности детей;
- развитие их речевой коммуникативности.
Для этого можно использовать следующие игры:
- нужно составить предложение. Назвав два слова с заданным звуком, предложите ребёнку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. Для этого нужно включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
- поработать с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в»; «Ромашка, рвать, Рома».
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям. Родителям предлагается проговорить чистоговорки.
Запомните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумывать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому постарайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни.
Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от10 до 20-25 мин.
Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
Список рекомендуемой литературы
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред. Л.И.Беляковой.М., 2005.
Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2009.
Кольцова М. М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2010.