КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Из опыта работы, воспитателя МБДОУ д/с — о/в №19 хутора Лосево,
Ковалёвой Галины Васильевны.
Занятие 1. Рассказывание по теме «Осень» Цели:
- коррекционно-образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
- коррекционно-развивающие:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по данной теме;
- коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо от Осени.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия 1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяцы.
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.) Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад?
Сегодня мы поговорим об осенней поре.
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Физкультминутка
Чтение письма
Стук в дверь. Воспитатель заносит в группу корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели … (разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик… (моросит) и заставляет прятаться … (по домам). Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.
О каком времени года говорили?
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке.
В лужице — смотри, смотри!
— Он пускает пузыри.
Показывают руками на воображаемые пузыри.
Прыжки на одной ноге по кругу. Прыжки на другой ноге.
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)