Проектная деятельность в подготовительной к школе группе.

Подготовила и провела  Крохина О.А.  воспитатель первой квалификационной категории.

Проектная работа на тему: «Поиск воздуха»

Участники проектной работы: подготовительная группа

Тип проектной работы: исследовательский

По составу участников:подгрупповой

По срокам реализации:краткосрочный

Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Актуальность:

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира

Этапы организации и проведения опытов

I этап – предварительная работа.

II этап – проведение наблюдения, опыта, эксперимента.

IV этап – обсуждение итогов и формулировка выводов.

Vэтап – анкетирование родителей.

Iэтап

Предварительная работа:

1.Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

Беседа «Чистый воздух»

Воспитатель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание, что для здоровья нам нужен чистый воздух. Но не всегда в больших городах воздух бывает чистым. Подумайте, почему в городе воздух загрязненный?

Предполагаемые ответы детей:Газуют машины, дымят трубы заводов.

Воспитатель: Действительно в городах много домов, зданий, фабрик, ездит много машин.

(воспитатель показывает  картинку, на которой изображен город). Машины, едут, газуют. Работают фабрики, заводы – из труб идет дым. Дым попадает в воздух, и он становится грязным. Все загрязняющие вещества, очень вредные для всего живого, оказались в воздухе. И получается, что мы с вами дышим таким воздухом.

Что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что б дышать было легче людям? Послушайте внимательно, что я вам расскажу:

Воспитатель:На трубы фабрик и заводов устанавливаются фильтры, специальные устройства, которые задерживают загрязняющие вещества, и очищают воздух. Необходимо вовремя убирать мусор, поливать тротуары и дорожки, людям сажать деревья и цветы.

Давайте проведем опыт и посмотрим, как же фильтры задерживают ненужные нам вещества.

(воспитатель поджигает бумагу, сверху держит марлю, а затем показывает, что осталось на марле.Обращает внимание, что самим детям такой опыт проводить ни в коем случае нельзя).

Воспитатель: Подумайте, где всегда воздух бывает чистым?

Предполагаемые ответы детей:В лесу, на природе, в местах отдаленных от города

Воспитатель: Правильно. Давайте представим, что мы оказались в лесу. (воспитатель показывает  картинку, на которой изображен лес, природа). Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза.  В лесу тихо и спокойно, нет городского шума от машин, заводов, только слышно пение птиц да шелест листьев («звуки леса» в записи).

В лесу дышится легко. Почему?

Дети: Воздух чистый, и приятно пахнет.

Воспитатель: Правильно. Потому что в лесу много растений, деревьев, а они очищают воздух. Это фильтры, которые создала сама природа.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем — Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем — Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Что можно сделать для того, чтобы и в городе воздух был чище? Как помочь городу?

Предполагаемые ответы детей:Надо сажать деревья, кустарники. Не ломать деревья, не губить кусты, оберегать молоденькие деревца, создавать парки.

Воспитатель:  Правильно, молодцы ребята.

Когда человек долго не бывает на свежем, чистом воздухе, что с ним бывает?

Предполагаемые ответы детей: Он себя плохо чувствует, у него болит голова.

Воспитатель:  Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье человека, и улучшают настроение. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.

Воспитатель: Как вы думаете, а в нашей групповой комнате воздух чистый?

Предполагаемые ответы детей:Да.

Воспитатель: Правильно. В нашей групповой комнате много комнатных растений, которые очищают воздух. А еще мы проветриваем нашу комнату. А раз воздух у нас чистый, то давайте подышим для здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Бегемотики»:

И. П. Лежа или сидя

Педагог: Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики (положить руку на область диафрагмы).

То животик поднимается (вдох)

То животик опускается (Выдох).

В ходе работы, дети познакомились со сказкой о воздухе, автора Ирис Ревю. Текст представлен ниже.

  1. Сказка «Добрый воздух».

Сказка про воздух«Добрый воздух»

Присаживайтесь поудобнее, сейчас мы начнём читать сказку про воздух. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё — поучительная, полезная, интересная.
Автор сказки: Ирис Ревю

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

Сказка о добром Воздухе

Жил-был на свете воздух. Любил он дружить с моей мамой, папой, бабушкой, дедушкой и моей маленькой сестрёнкой Ксюшей. С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу в милицию и помогал ловить преступников. С маленькой Ксюшей воздух спал на балконе, и ей так легко было дышать. Воздух приходил постоянно в наш садик Он играл с нами в различные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные. Помогал он в работе и нашей Светлане Валерьевне. Особенно хорошо было ей с воздухом тогда, когда мыла веранду на площадке. Воздух старался быть с ней всегда. Воспитательницы наши тоже не ругались с воздухом.
Они проводили с ним различные опыты, мы помогали им. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами транспортом.

Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл серый дым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо. Пожарники увидели дым и быстро приехали тушить. Они поругали дядя Васю и потушили костёр. Воздух обрадовался и вернулся обратно в город. Люди узнали, что вернулся к ним воздух, и настроение сразу стало хорошее. Вот и сказке конец, а кто дружит с воздухом, молодец.

3.Загадки про явления природы.

Загадки о явлениях природы.

Загадки про гром, молнию, грозу.

Басовитый и серьёзный, у него характер крут:
Заворчит он очень грозно — все сейчас же убегут.
(гром)
Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит — не понять
И мудрецам не узнать.
(гром)
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою всяк может видеть,
Но никто не слышит.
(гром)
Прошла Маланья — зажглось пламя;
Пришёл Пахом — затрясся дом.
(гром и молния) 
На небе стукнет,
А на земле слышно.
(гром)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.
(молния и гром)
Конь бежит — земля дрожит.
(гром)
Невидимка-великан
Бьёт в огромный барабан.
(гром)
Вот по небу мчится конь —
Из-под ног летит огонь,
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(гром)
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
(молния)
 
Ни огня, ни жару не имею,
А всё сжигаю
(молния)
 
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает
(молния)
 

Загадки про град, снег, дождь, иней, ветер, туман

Без крыльев, без ног
Белые мухи летают.
(снег)
Белый, а не сахар
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идёт(снег)
Зимой гуляет — дома запирает,
А весной плачет — людей выпускает.
(снег)
Белая скатерть всё поле укрыла.
(снег)
Зимою греет, весною тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(снег)
Лежал, лежал,
А весной в реку убежал.
(снег)
От меня зимой, как летом,
Расцвело всё белым цветом.
(снег)
Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт.
(снег)
Осенью рождаюсь, весной умираю,
Зимой своим телом землю согреваю.
(снег)
Пухом землю замело —
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.
(снег)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снег)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез
(снег)
Зимой — звезда,
Весной — вода.
(снежинка)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …
(снежинки)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала.
(снежинка)
С неба пришёл, в землю ушёл.
(дождь)
 
Кто не плачет, а слёзы текут?
(дождь)
Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи!
(дождь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(дождь)
 
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(дождь)
Кто всю ночь по крыше
Бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
(дождь)
Без рук, без ног, под окном стучится,
В избу просится.
(дождь)
Слёзы капают с небес —
Напоили луг и лес.
(дождь)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут  по дорожке.
(град)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(ветер)
 
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(иней)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадётся —
Обнимает и дерётся.
(ветер)
Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
(ветер)
Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник — и не уймешь.
(ветер)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Видно стало далеко.
(туман)
В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт —
Этот бархат упадёт.
(туман)
 
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)
 

 4.Беседа «Живая и не живая природа».

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа». 

Цели: Учить детей  различать объекты живой и неживой природы. Учить различать природные объекты от объектов  искусственных, созданных человеком. Способствовать у детей формированию  представлений о неразрывной связи человека с природой.

Оборудование и материалы: Иллюстрации (картинки) с изображением объектов неживой и живой природы, «Чудесный мешочек» ( в мешочке: шишки, камешки ,уголь, сухие веточки, карандаш, машинка, кусочки бумаги, кирпича, глины и др.)

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, Незнайка прислал письмо и просит помочь ему разобраться. Он перепутал все картинки и не знает, что такое природа и не природа.  Чем отличается  живая природа от неживой.

Ребята, давайте поможем Незнайке

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, что такое природа? приведите примеры.

Ответы детей (животные, птицы, растения, человек, солнце, вода…)

Как вы думаете, чем отличаются животные,  птицы, растения от таких объектов природы как  солнце,  вода, песок, камни?  (Живая и неживая природа)

Д/игра « Поможем Незнайке разделить на 2 части объекты живой и неживой природы».

(Дети берут по одной картинке и рассказывают к какой природе относится нарисованный на картинке объект)

Д/игра с мячом «Живая природа – неживая природа»

А, что нельзя назвать природой?  ( То, что сделано руками человека.)

Д /игра  «Чудесный мешочек» ( в мешочке: шишки, камешки ,уголь, сухие веточки, карандаш, машинка, кусочки бумаги, кирпича, глины и др.)

Вывод: дерево-природа, стол, карандаш- сделаны руками человека и т.д.

III. Закрепление.  Придумать предложения, в которых используются названия объектов живой или неживой природы.

IV.Подведение итогов. 

5.Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. 

II этап

1.Наблюдения на прогулке за ветром.

  1. Проведение экспериментов. 

1 эксперимент — предложить надуть шарики.

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воздух не имеет формы.

2 эксперимент — Перед каждым на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Предложить подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет с водой.

Вывод: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

3 эксперимент «Увидим воздух» — Предложить набрать воздух в полиэтиленовый пакет. Посмотреть через пакет на руку.

Вывод: Пакет изменил форму – он полон воздуха. Воздух прозрачный. Воздух вокруг нас.

4 эксперимент — «Почувствуй воздух».

Предложить сделать веера и помахать на себя.

Вывод: мы чувствуем ветерок – это и есть воздух. Воздух можно почувствовать.

5 эксперимент — На дно стакана приклеить кусочек бумаги. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Предложить посмотреть намокнет ли полоска бумаги. Предложить слегка наклонить стакан, чтобы в него попала вода.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

  1. Просмотр мультимедиа,

III этап

  1. Обсуждение итогов и формулировка выводов

Заключение

С помощью данного проекта достигнуты следующие результаты:

У детей сформировали представление о воздухе, его свойствах, у детей появился интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, научились делать выводы в процессе эксперимента.

Реализация представленного проекта помогла педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • сформировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

IVэтап

1.Анкетирование родителей

АНКЕТА «ВОЗДУХ В НАШЕм домЕ»

  1. Определите состояние воздуха в вашем доме: (детям даны рекомендации о способах определения состояния воздуха)

а) чистый; б) грязный; в) не знаю

  1. Удовлетворены ли вы качеством воздуха в вашей квартире

а) да; б) нет

III. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Сколько у вас комнатных растений?………………………………………………………………………………………………………………….
  1. Следите ли вы за влажностью воздуха?………………………………………………………………………………………………………………….
  1. Стараетесь ли поддерживать определенную температуру? Как?………………………………………………………………………………………………………………….

YII. Часто ли вы проветриваете помещение?

а) регулярно; б) изредка; в) не обращаю внимания на это.

YIII. Как часто вы делаете влажную уборку?

а) каждый день; б) по выходным дням; в) другие варианты (напишите об этом)

  1. Учитываете ли вы экологическую безопасность материалов при покупке

а) мебели; б) обоев; в) ковров

  1. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Как очищаете воздух в квартире?

………………………………………………………………………………………………………………….

БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШЕ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ!

Список литературы.

  1. Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.
  2. «Популярно энциклопедический словарь». М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2002.

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. — «Неизведанное рядом» — Творческий Центр Сфера — Москва 2002 г.

Комментарии закрыты.