«Изготовление тряпичных кукол» 

ООД ручной труд

Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы;
  • Расширять словарный запас: оберег, кувадка, лихоманка;
  • Подвести детей к мысли, что поделка может иметь одинаковую форму, но разный цвет и оформление;
  • Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Развивающие:

  • Способствовать развитию способности детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику;
  • Развивать способность делать поделку из ткани и ниточек;
  • Развивать умение работать самостоятельно, создавать поделки из кусочков ткани и ниточек;
  • Развивать у детей способность мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество;
  • Развивать творчество

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Материалы:

— 1 квадрата цветной ткани (30х10) для туловища ;

— один квадрат (10х8) для рук ;

— цветные нитки.

-наполнитель (синтепон, холофайбер, вата)

Предварительная работа:

  1. Занятия на тему «История тряпичной куклы»«Кукла – оберег»,
  2. Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек».
  3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
  4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мыс вами будем говорить о народной игрушке. Почему игрушку называют народной?

Д: Ее делает народ.

В: А из чего раньше делали игрушки? Подумайте.

Д: Из глины, соломы, дерева, тряпок.

В: Сегодня мы будем говорить о кукле.

Ребята посмотрите, сколько у нас в группе девочек и все они любят играть в куклы. Посмотрите, сколько в нашей группе имеется кукол. А есть ли куклы у вас дома? Даша, как зовут твою любимую куклу? Лера, а как ты назвала свою куклу? Настя, а из чего сделана твоя любимая кукла? Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем сейчас.

(Рассматриваем иллюстрации тряпичных кукол)

В: Это тряпичная кукла. Ребята, а почему они называются тряпичными?

Д: Их делали из тряпочек.

В: Правильно. Тряпичные куклы – это самодельные куклы, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки при всей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и у куклы не должно быть лица. Наши предки верили, будто только безликая куколка может служить во благо. В обратном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол, особенно у тех, которые предназначались детям, никогда не вышивали и не раскрашивали лицо. Иногда на нем вышивали крест.

Куклу называли безликой также потому, что это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер.

Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Вот и мы сегодня с вами попробуем изготовить тряпичную куклу. Но для начала давайте разомнём и подготовим к работе наши паличики.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (хлопают в ладоши, стучат кулачками)

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок (загибают пальцы по очереди)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы)

Помогаем Кате игрушки сосчитать.

В: Молодцы, ребята. А теперь приступим к делу. Я вас приглашаю в нашу мастерскую (дети садятся за столы, где заранее разложены лоскуты ткани и нитки).

В: Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы.

В: Давайте вспомним,что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (Вложить наполнитель и выделить  голову)

— Что вы будете делать дальше? (Наметим и обозначим ниточками кисти руки куклы)

_Какой следующий этап? (Привязываем ниточками грудь кукле)

— И в завершении? (обозначим ниточками кисти рук, перевязав ниточками по краям вставленного лоскутка)

В: Молодцы! Приступайте к изготовлению куклы.

(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему.Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Итог занятия:

В: Все куклы получились разные, каждая по — своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

Комментарии закрыты.