Задачи:
- Формирование навыков счета в пределах десяти.
- Подготовка к формированию навыка считать двойками.
- Формирование представлений о прямоугольнике.
- Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры(квадрат, прямоугольник, круг, овал), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
- Формирование умения измерять объем условными мерками.
- Закрепление навыков сравнения предметов по ширине.
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, координацию речи с движением.
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование: Магнитная доска, квадрат, треугольник, плоскостные фигуры, кружка с водой, стаканы, плоскостные изображения бутылок различной ширины, рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход нод.
На доску помещается фигура прямоугольника.
Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой геометрической фигурой. Она называется прямоугольник.
Посмотрите-ка, ребята:
Близкий родственник квадрата.
У него углов четыре и четыре стороны.
Все углы равны у брата. Стороны по две равны. (В.Нищев).
Воспитатель: Чем похожи квадрат и прямоугольник? По сколько у них сторон? Сосчитайте. По сколько у них углов? Все эти углы одинаковые или разные? А чем же они отличаются друг от друга? Обратите внимание на длину сторон у квадрата и у прямоугольника.
Воспитатель: квадрат и прямоугольник имеют по четыре угла, поэтому как их можно назвать? (четырехугольники)
Воспитатель: Мы с вами отправимся в лес за грибами и ягодами возьмем с собой две корзинки. Какой они формы? (прямоугольной и квадратной). Ягоды сложим в квадратную корзинку, а грибы — в прямоугольную. (дети выполняют задание).
Физминутка «За малинкой»
Воспитатель приглашает детей выйти из-за столов в центр групповой комнаты.
За малинкой в лес пойдем, в лес пойдем.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Сладких ягод наберем, наберем.
(меняю направление движения)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка.
(тянутся вверх, а затем приседают)
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
(вновь идут по кругу)
Воспитатель: Вот и вернулись мы из леса с полными корзинками ягод. А что из ягод можно сварить? (ответы детей).
Вот я сварила компот. Теперь мне нужно разлить его по чашкам. Как вы думаете, войдет ли весь компот в чашки? Что для этого нужно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, сразу решить, войдет ли компот в чашки, нельзя. Мы не знаем, сколько у нас компота в кружке. (воспитатель разливает компот по чашкам)
Что теперь можно сказать о количестве компота, который был в кружке, а теперь оказался в шести чашках? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в мерную кружку помещается шесть чашек компота. А количество компота, которое в мерной кружке, можно разлить в шесть чашек. Теперь мы с вами можем жидкость измерять чашками.
Воспитатель: Ребята, а еще я заранее сходила в магазин и купила бутылки с соком.
(на магнитной доске воспитатель располагает бутылки различной ширины).
Воспитатель: Посмотрите, в этих бутылках апельсиновый сок и все они разные по ширине. Давайте расставим их от самой узкой до самой широкой.
(дети расставляют бутылки)
Воспитатель: Сравните по ширине первую бутылку и седьмую. (ответы детей)
Вторую и пятую,
Воспитатель: А сейчас давайте замаринуем грибы, которые мы собрали в квадратную корзинку. Открываем тетради. Посмотрите, сколько грибов в первой банке?
В следующей банке вы должны нарисовать на два гриба больше, чем в первой банке. Сколько грибов вы нарисуете? (ответы детей)
В третьей банке нарисуйте на два гриба больше, чем во второй. Сколько грибов вы нарисуете? (ответы детей)
В четвертой банке нарисуйте на два гриба больше, чем в третьей банке. Сколько грибов вы нарисуете? (ответы детей)
Молодцы, все правильно, раскрасьте картинку. (дети выполняют задание).
Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором разложены плоские геометрические фигуры различной величины и цвета.
Воспитатель: Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на столе? (ответы детей)
Я хочу предложить всем вместе собрать из этих фигур картину «На лесной полянке».
(дети выполняют задание, а потом, по предложению педагога рассказывают, какие деревья растут вокруг полянки, какие грибы можно на ней найти. Воспитатель просит рассказать, какие геометрические фигуры использовали дети, создавая эту картину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились и поиграли, а давайте вспомним, что вы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель хвалит детей.