(Рисование акварелью с помощью ватных палочек).
Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие: Учить рисовать сирень, передавая характерные особенности — пышные соцветия, применяя печатание ватными палочками;
Продолжать учить красиво располагать рисунок по всей поверхности листа.
Развивающие: Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка; учить делать набросок простым карандашом. Развивать художественный вкус, пространственное воображение, фантазию, трудолюбие, способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений. .
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, умение помогать друг другу при необходимости.
Словарная работа: закрепить знание слов (гроздь, соцветие, прожилки, аромат); знакомство с различными формами (лист овальный, остроконечный), оттенками (сине – лиловый); свойствами предметов (для красоты, лечебное).
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением сирени; акварельная бумага для рисования формата А-4; небольшие листы бумаги для опробования получившихся оттенков; краски акварельные, кисти, простые карандаши, поддоны для мусора, ватные палочки, вода в стаканчиках, влажные салфетки, бумажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание репродукций, кустов сирени на территории детского сада, чтение стихов.
Ход НОД:
Дежурные расставляют необходимые атрибуты для рисования.
Воспитатель: Сколько удивительного и интересного можно наблюдать весной, когда природа просыпается после зимнего сна. На веточках деревьев и кустарников набухают почки, потом появляются первые нежные, зеленые листики, а затем душистые соцветия, от которых невозможно отвести взгляд — до того они прекрасны. Вот с одним из весенних чудес мы сегодня познакомимся. (Показ фото сирени)
Воспитатель: Где растет сирень?
Дети: Сирень растет в парках, возле домов, в лесах.
Воспитатель: Да, цветущие кустарники сирени поздней весной украшают наши парки, дворы, дачные участки, распространяя вокруг нежный аромат. Когда цветет сирень, кажется, что даже сам воздух наполняется хорошим настроением. Ее пушистые и ароматные соцветия из мелких цветков-звездочек, плотно прилегающих друг к другу, восхищают своей изящной красотой. Поэты всех времен воспевали цветущую сирень в своих стихах. Давайте, послушаем такие стихи (дети читают):
- Гроздья сирени махровой
Чуть розоватой, лиловой,
Мокрые после дождя,
В вазу поставила я.
Свежесть тенистого сада,
Теплой и влажной земли,
Запах душистой прохлады
В дом мой они принесли.
- Облако душистое прячется в саду –
Встану я пораньше и к нему приду;
Глубоко вдохну я дивные духи,
И родятся сами новые стихи…
Хорошо с тобой мне, милая сирень –
Так бы и остался здесь на целый день…
Воспитатель: Приятно любоваться такой красотой, но пройдет немного времени и сирень отцветет. Жалко расставаться с такой красотой. Что можно сделать, чтобы как можно дольше ею любоваться? (Нарисовать).
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами будем рисовать сирень. Я предлагаю вам рассмотреть картины с изображением сирени. Посмотрите (дети рассматривают картины с разной сиренью). Сирень бывает очень разнообразной формы и цвета: белая, розовая, сиреневая, голубая, жёлтая. И цветы (соцветия) тоже разные: крупные, плотные, махровые, мелкие. Как выглядит цветок сирени? Сколько лепестков у этого цветка?
Воспитатель. У цветка четыре лепесточка, но бывают и пятилепестковые. Говорят, они приносят счастье. А листья посмотрите, какой формы? (овальные)
Воспитатель: Снизу листья округлые, в середине овальные, а на верхушке остроконечные. На что похож лист сирени?
Дети: Лист имеет форму сердечка.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, на листиках мы видим прожилки, (полосочки). Ребята, а вы знаете, что сирень вдохновила многих людей на добрые дела, поступки. Многие художники изображали на своих полотнах кусты сирени, вазы с сиренью. И вот сегодня я хочу вам предложить побыть настоящими художниками и создать картину «Букет сирени». Но перед тем приступить к работе, давайте с вами отдохнём.
Физминутка:
Добрый лес, весенний лес (руки в стороны),
Полон сказочных чудес (поворот вправо-влево),
Будем по лесу гулять (ходьба на месте),
Свежим воздухом дышать (дышим носом).
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдём (ходьба)
И к сирени подойдём.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
А потом стал тише-тише
И сирень слегка колышет.
Мы размялись от души
И за столики спешим. (Дети идут на места.)
После этого дети садятся за столы.
Показ способов изображения.
Для того, чтобы нам нарисовать такое пышное соцветие, мы с вами воспользуемся ватными палочками. Простым
карандашом, без нажима нарисовать гроздь сирени, контур. Приготовьте краску, какую вы выберете. Вспомните, как можно получить краску нужного оттенка. Берем пять ватных палочек, в краску и ставим отпечаток. Можно накладывать цвет на цвет. Попробуйте на листочке, чтобы у вас получился нужный оттенок. Веточку и листики рисуем кисточкой. Напоминаю о том, что надо быть аккуратными.
2 часть. Практическая часть. (Проводится под спокойную музыку).
Дети приступают к работе. Индивидуальная работа с детьми. Советы по смешиванию цветов. Индивидуальный показ на материале воспитателя.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик (дети выполняют действия).
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Наши работы готовы. Посмотрите, какие они красивые!
Нарисованные веточки сирени будут радовать нас в течение долгого времени, даже тогда, когда в природе она уже отцветет.