Тема: Пугало огородное.
Воспитатель: Плешакова М.А
Задачи: Познакомить детей с новым способом лепки — на каркасе из трубочек или палочек. Провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструированием). Продолжить учить лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей жизни.
Предварительная работа: Конструирование человечков из частей (палочек, трубочек, спичек, полосок бумаги). Беседа о времени года.
Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин, стеки, трубочки для коктейля (или зубочистки), салфетки матерчатые, доски для лепки. Пугало, подготовленное воспитателем, для демонстрации детям и пояснения способа работы.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям первую часть сказки Г.М. Цыферова «Пугало». «Эта сказка про пугало.
Однажды весной, когда на деревьях проклюнулась первые листья, в огороде кто-то поставил пугало.
Оно махало руками, как ветряная мельница, и кричало:
-Кыш, кыш!
Птицы стаями взмывали к небу. Беззаботные облачка и те, завидев пугало, поднимались к самому солнышку:
— У, какое страшное.
А пугало пыжилось от гордости, хвалилось:
— Я кого хочешь напугаю!
Так и пугало всех целое лето. Даже храбрые козлы и то трясли бородами и пятились, пятились, точно маленькие улитки.
Но вот пришла осень. Собрались тучи над землей, и начались долгие дожди. В один из таких дождей и залетел в огород воробей.
Он взглянул на пугало и ахнул:
— Бедняга, как плохо выглядит! Такое старое ведро на голове, и весь пиджак тоже промок. Просто хочется плакать, глядя на него.
И тут все птицы увидели:
-Осеннее пугало то совсем — совсем не страшное…»
Воспитатель интересуется, видел ли кто – нибудь из детей настоящее пугало, как оно выглядело, для чего и каким способом было сделано. Затем показывает лепное пугало ( подготовленное заранее таким образом, чтобы легко трансформировались и менялись части – т.е. одежда) и просит детей определить, как сделано это пугало. После этого «раздевает» пугало, оставив каркас – крестовину из трубочек для коктейля. Сообщает, что пугало обычно делается на каркасе: палка – туловище, поперек – палка – руки, на голове – старое ведро или шляпа. На этот «скелет» — каркас, набрасывают какую — нибудь старую одежду, чтобы пугало стало похоже на человека и отпугивало на огороде птиц – отсюда и пошло название «пугало».
Воспитатель обращает внимание детей на подготовленные к занятию материалы и спрашивает, как можно сделать маленькое пугало. Уточняет ответы детей и показывает способ лепки на каркасе.
— Делаем каркас из трубочек: для туловища берем длинную трубочку, для рук – более короткую, лишнее отрезаем ножницами; скрепляем туловище и руки – прикладываем «руки» в верхней части «туловища», соединяем куском пластилина; втыкаем пугало в большой кусок пластилина, чтобы оно держалось и не падало. Если укрепим пугало на бруске пластилина, будет похоже на то, что пугало стоит на огородной грядке. Осталось изготовить одежду. Посмотрите на эту рубашку ( педагог показывает детям расстегнутую рубашку — распахивает и запахивает ее, чтобы наглядно показать изменение формы). Одежду можно сделать так — раскатать валик и сплющить его в прямоугольник – это безрукавка. Застегнем ее на пугале и таким же способом сделаем два рукава – раскатаем два валика поменьше, сплющим и обернем вокруг рук. Осталось слепить любой головной убор.
Воспитатель предлагает детям слепить свои пугала на каркасе. Дети лепят. По ходу работы воспитатель напоминает способ лепки одежды, поощряет удачные решения и творческие находки детей. Советует для глаз пугала использовать мелкие пуговички или бусины.
В конце занятия дети переносят лепные пугала, укрепленные на «грядках» (брусках пластилина) на общий «огород» и оформляется выставка «Грустные пугала».
После занятия. На следующем занятии по лепке рекомендуется продолжить чтение художественной литературы и оформление лепных фигурок.