«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника»
И. Иманцуми
Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Цель: развитие инновационного потенциала педагогов, повышение их профессиональной компетентности через использование инновационных форм в методической работе ДОУ.
Задачи:
-повышать мотивацию профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.
-повышать уровень педагогической активности педагогов
Активные формы работы с педагогами ДОУ
Формы работы с
педагогами |
Содержание |
Педагогические игры (интерактивные игры) воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации | Это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Эффективна в том случае, если
педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. |
«Дебаты» | Обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных
выступлений представителей двух противостоящих групп |
«Квест- игры» |
Специфической особенностью методического квеста является повышение интереса педагогов к обсуждаемым проблемам, что делает игру действенной формой управления методическим процессом. |
«SOS консультации» | Консультации по запросам педагогов |
«Педагогическая мастерская» |
Педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно- образовательной системы и практическими умениями
показывает ее реализацию |
«Круглый стол» |
Обсуждении любых вопросов воспитания и обучения
дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению. |
«Тренинг» |
Запланированный процесс, задачей которого является формирование или пополнение теоретических знаний и практических навыков педагогов, формирование или
выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления. |
«Семинар-практикум» | Направлен на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика строится на
запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. |
«Дискуссионные качели» | Педагоги делится на группы (2 и более). Каждая группа
защищает противоположные мнения по одной проблеме. |
«Мозговая атака» («Мозговой штурм») | Краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно- методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы
озвучивает общее решение. |
«Мастер-класс» | Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. |
«Выставка (ярмарка) педагогических идей» | Публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки- ярмарки — профессионально-личностный рост педагогов. |
«Квик-настройка» | Индивидуальное обучение и настройка от профессионалов на успешную работу |
«Кейс-метод» |
Педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей. |
«Педагогический портфель» | Направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также
повышение имиджа ДОУ |
«Брифинг» |
Данная форма направлена на решение одного
педагогического вопроса, организуемая по рубрикам в рамках одной темы |
Данные формы методической работы с педагогами применяются при проведении представленных в проекте мероприятий и могут использоваться в разном сочетании, в зависимости от поставленных задач, особенностей контингента педагогов, конкретным состоянием воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения.
Ожидаемый результат:
-педагоги активные участники методических мероприятий;
-повышение интереса и мотивации к педагогической деятельности;
-повышение уровня активности и самостоятельности;
-формирование профессионального мастерства каждого педагога;
-развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
-развитие стремления к сотрудничеству.
-повышение эффективности методической работы в ДОУ.