«Спасем страну Математику»
Цель: формирование элементарных математических представлений, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
1.Закреплять умение считать в пределах 5, продолжать знакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
2.Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
- Закреплять знания цветов.
- Закреплять знания о частях суток.
- Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
- Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Развивающие:
Развивать внимание и память.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
Демонстрационный материал:
Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), картинки с частями суток, картинки на магнитах зайцы и морковь.
Раздаточный материал:
Двух полосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены мячи (5 мячей) тарелочки с мячами (по 5 шт. для каждого ребенка).
ХОД занятия
Ребята играют в группе, перед началом занятия убирают игрушки и находят в шкафу для игрушек воздушный шарик к которому привязан конверт с письмом.
Вос-ль: Интересно откуда этот шарик? Посмотрите он не обычный, с конвертом, а на конверте адрес нашего детского сада и пометка в группу «Ягодка» а давайте скорее узнаем от кого же письмо! (открываю конверт и читаю).
«Здравствуйте дети, пишут вам жители страны Математика! В нашей стране мы очень любим считать, учим названия геометрических фигур, части суток, дни недели, изучаем что бывает длинным и коротким. Но недавно на нашу страну напал злой волшебник Нехочуха, и теперь все жители ни чего не делают, а только ходят и говорят «не хотим- не будем». Пожалуйста, помогите прогнать этого злого волшебника из нашей страны! Для этого вам понадобиться выполнить 5 заданий . Желаем удачи!»
Вос-ль: ну, что ребята поможем жителям страны Математика? Ведь мы с вами тоже очень любим считать, изучать геометрические фигуры, части суток, дни недели (ответы детей)
Первое Задание называется: «МЯЧИ».
— Перед вами на столах карточки в верхнем ряду которых лежат мячи. Давайте посчитаем сколько мячей у нас (ответы детей). Считаем слева направо. Правильно их 5. Скажите на каком расстоянии мячи друг от друга.
— Вова как ты считаешь (на большом расстоянии). Правильно.
А теперь возьмите с тарелочек столько же мячей и расположите их в нижнем ряду, но близко друг другу.
-Давайте посчитаем сколько мячей вы положили на нижний ряд.
— Алёна посчитай(5 мячей). правильно. скажите одинаково ли расположены мячи в верхнем и нижнем рядах?
— как ты думаешь ( в верхнем ряду они далеко друг от друга, а в нижнем близко)
— что можно сказать о мячах на верху и внизу?
— Ангелина как ты думаешь (их поровну). Молодец.
— а сейчас расположите мячи в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько мячей в верхним ряду. Правильно их нужно положить друг на против друга. Вот и справились с первым заданием
Чтобы выполнить второе задание вам надо отгадать загадки про части суток и поиграть в игру верно- не верно
1 загадка:
Утро, вечер, день и ночь.
Как запомнить вам помочь?
Временные промежутки,
Под чудным названьем? …. (сутки)
Как всего за три минутки, разобрать на части сутки?
Мы сутки как морковку, на части делим ловко.
Будем дружно отвечать, части суток называть.
2 загадка:
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
3 загадка:
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
4 загадка:
Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
5 загадка:
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Молодцы отгадали все загадки, а теперь давайте посчитаем сколько же частей в сутках называем часть суток и зажимаем пальчики ( утро, день, вечер, ночь) Сколько вы зажали пальцев? (правильно 4) Значит сутки состоят из 4х частей.
Игра «Верно-неверно» на определение частей суток.
Воспитатель: я буду говорить предложения, если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно — покачайте головой.
-Утром солнышко встает.
-По утрам нужно делать зарядку.
-Ночью мы играем.
-Обедаем мы вечером.
-Утром нас мамы приводят в детский сад.
-Днем мы гуляем.
-Утром ярко светит луна.
-Вечером мы завтракаем.
Прежде чем приступить к третьему заданию давайте отдохнем и поиграем в игру дни недели
Физминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем)
А в субботу танцевал, (танцуем)
В воскресенье торт я кушал, (изображаем приём пищи)
А под вечер я устал (присаживаемся на стульчики)
Вос-ль: Ну вот, отдохнули, а теперь продолжим спасать жителей страны Математика.
Приступаем к третьему заданию оно называется «Угостим зайчиков морковкой»
Вос-ль:
— Смотрите, в гости к нам пришли зайчики. Как узнать, сколько зайчиков? (- посчитать). Нескольким детям предлагаю посчитать зайчиков, напомнив правила счета. Побуждаю детей называть итоговое число вместе с предметом. (-один, два, три зайчика). В случае необходимости, помогаю. Затем уточняю: «Сколько зайчиков»? Воспитатель предлагает угостить зайчиков морковкой. Ребенок выходит к доске, раскладывает морковку: под каждым зайчиком кладет одну морковку (одной морковки не хватает).
Воспитатель: — Сколько морковок? Сколько зайчиков? –пять зайчиков и четыре морковки – сравните: что больше (пять зайчиков больше, чем четыре морковки). Четыре морковки и пять зайчиков – сравните: что меньше? (четыре морковки меньше, чем пять зайчиков).
Какое число больше: пять или четыре?
Какое число меньше: четыре или пять?
Дети устанавливают равенство между зайчиками и морковками любым выбранным способом и объясняют, полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «А сколько теперь зайчиков и морковок?», «Как получилось пять морковок?», «Как получилось четыре зайчика?»
Помогаю сделать выводы: «К четырём морковкам добавили еще одну морковку. Стало пять». Или «От пяти зайчиков убрали одного зайчика. И зайчиков стало четыре».Молодцы ребята справились и с третьим заданием.
Приступаем к четвёртому заданию и оно называется «Геометрические фигуры»
Перед вами на стене висят геометрические фигуры, что надо сделать чтобы узнать их количество? Давайте вспомним их названия(ответы детей) На что похожи геометрические фигуры?; скажите они одного цвета или разноцветные. Назовите цвета фигур. А теперь ответьте мне на вопросы: какая фигура вторая по счёту? Который по счёту квадрат ит.д. Молодцы ребята справились и с четвёртым заданием.
Пятое задание называется «Постройте ребят по росту»
Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребёнка в ряду.
Вос-ль:
— Ой, ребята, я вижу шарик за окном, интересно откуда он прилетел. (воспитатель открывает окно и берет заранее привязанный там шарик).Посмотрите это не просто шарик, здесь конверт. Это письмо и мне кажется, что оно от жителей страны Математика, давайте прочтем его.
«ребята это снова вам пишут жители страны Математика. Мы вам говорим большое спасибо, что справились со всеми нашими заданиями и спасли нашу страну от злого Не хочухи!»
Ну вот ребята мы даже и не заметили как выполнили все задания жителей страны Математика. Теперь они освободились от злобного волшебника Не хочухи». А скажите из какой страны нам написали жители? Сколько заданий они попросили выполнить? Какие задания вы выполняли? (ответы детей)(считали геометрические фигуры, раскладывали мячи). Хорошо. Мне очень понравилось как вы все выполняли задания.. Спасибо вам всем большое.