Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

подготовила и провела воспитатель Воронина Т.М.

Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной;

Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

Развивающие:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок;

Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

Расширить кругозор детей;

Воспитательные:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Используемый материал: Картинки-иллюстрации ели и сосны, леса. Веточки, шишки  ели и сосны, 2 обруча. Для опыта: емкость с теплой водой, шишки, лист бумаги.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать. (Дети отгадывают загадки)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке.
(Сосна).Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Основная часть

Воспитатель: Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:

Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце? –
Говорят они: — Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?

Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева. Ель и сосна — хвойные деревья.

Ель — высокое стройное дерево. Растёт только на богатой питательными веществами почве. Ель – влаголюбивое дерево. Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные. Это дерево тенелюбивое. Форма кроны у ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.

Сосна — неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах. Сосна — светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны  тянутся вверх к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени без солнца погибают. Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная. Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.

У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Воспитатель. А теперь давайте рассмотрим и сравним шишки.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Семена у ели и сосны находятся в шишках. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели. Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. В нашем лесу нападало много шишек, их нужно собрать.

Физминутка «Раз, два, три, шишки собери!»Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Дети  по команде собирают шишки сортируя их, в один обруч собирают шишки ели, в другой шишки сосны.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Воспитатель: Ребята, а шишечки бывают открытые и закрытые. Все это зависит от состояния погоды.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Когда на улице тепло, шишечки открыты и семена свободно высыпаются. Но когда идет дождь, на улице сыро, шишки закрываются. Давайте проверим.

Опыт.

Дети вместе с воспитателем помещают открытые шишки в емкость с теплой водой, чем теплее вода, тем быстрее шишки закроются. Дают время постоять.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Сравнивают результат, делают выводы. В сухую и теплую погоду шишка открыта, а в дождливую от влаги закрывается.

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Сосна и ель — зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. Лес, где растут ели, называется ельник.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

А лес в котором растут и сосны и ели называется хвойный.

Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете чем, сосна и ель отличаются от других деревьев?

Дети: У сосны и ели нет листьев. Иголки – это их листики.

Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?

Дети: Хвоя.

Заключительная часть

Итог занятия

Воспитатель: Сегодня мы назвали много отличий ели и сосны. А похожи ли они? Что у них общего?

Дети. Зеленые иголки; острая хвоя, шишки есть у той и у другой, зимой и летом обе зеленые.

Воспитатель. Мы много узнали о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга.Занятие по ознакомлению с природой «Сравнение ели и сосны»

А теперь я предлагаю отправиться на прогулку и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.

Комментарии закрыты.