НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Материал: стихи о русском языке, ленточка для игры, компьютер, детские песни.
Методические приемы:
Чтение стихотворения «Родной язык».
Беседа по содержанию.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихи:
«Родной язык»
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
«О родном языке» Галина Пурга
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему плохого отношенья.
Вопросы: Почему поэты, с такой любовью относятся к своему родному языку? (потому что на этом языке разговаривали его родители) У человека самые близкие и родные люди — это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным.
Разъяснение:
21 февраля отмечается как международный день родного языка.
Рассказ воспитателя о языках: Давайте мы совершим небольшую экскурсию по разным странам и языкам (слайды). Во Франции родным языком является французский, в Италии – итальянский, в Греции — греческий, в Турции — турецкий, в Англии – английский, а в России — …. Обратите внимание, что в нашей стране самое большое количество разных национальностей (это видно по разнообразию костюмов, и у каждого народа свой язык родной имеется.
Показ призентации «Международный день родного языка»
Вопросы:
Какие бывают языки?
Ответы детей…..
Воспитатель: Почему люди учат языки других народов? В нашем городе живут люди разных национальностей. Предлагаю поприветствовать друг друга на разных языках. По-русски мы говорим «Здравствуйте», по-армянски «Парэф», на английском «Гуд дэй», украинском «Здоровеньки буллы». (Приветствия на разных языках) .
Воспитатель: Язык каждого народа самобытен и уникален, он отражает культуру и традиции народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Знание языка помогает расширять кругозор и открывает перед нами многообразный мир. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.
Пословицы: Слово не воробей, вылетит — не поймаешь;
Недолгая речь хороша, а долгая – поволока;
Сказал, что отрубил;
Совралось – как с языка сорвалось;
Не всё то делается (творится), что говорится.
Загадки:
- Русской речи государь
По прозванию ……
(словарь)
- Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас,-
Означен…..
(словами)
- На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
- Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдешь ответ.
(буквы)
Игра на украинском языке: «Хромая уточка»
Перед игрой следует обозначить границы площадки и выбрать «хромую уточку». Другие участники игры должны произвольно разместиться на площадке. Им надо встать на одну ногу, а другую ногу, согнутую в колене, придерживать рукой сзади. После слов «Игра начинается» «утка» прыгает на одной ножке, придерживая рукой другую ножку, пытаясь до кого-либо из игроков дотронуться. Пойманные ей помогают поймать остальных. Последний игрок, которого не поймали, должен стать «хромой уткой».
Правило. Участник игры, который встал на обе ножки или выпрыгнул за пределы площадки, является осаленным.
Игра на русском языке: «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
Воспитатель: Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, сделать мышление более свободным. Если человек знает и говорит лишь на одном языке, часть мозга развивается меньше, творческие способности многое теряют и не могут раскрыться в полную силу. Поэтому изучать другие языки очень полезно и необходимо.
Ребёнок 1. Знать другие языки полезно и похвально,
Но родной язык беречь нужно изначально,
Чистоту его блюсти с самого рожденья,
На родном мы языке читаем поздравленья.
Дети читают стихи – поздравления
Ребёнок 2. День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день мы всем желаем,
Мира, радости, добра.
Ребёнок 3. Умеешь говорить — ты человек,
Еще важнее думать научиться.
Язык отцов всегда родной навек,
Сегодня ему надо поклониться.
Ребёнок 4. Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Воспитатель: Есть у каждого родная сторона,
Она нашей памятью полна,
Там учились мы ходить и говорить,
В школу шли, чтобы родной язык учить.
Нам приятен звук родного языка,
Он, как музыка, приходит к нам в сердца!
Мы сегодня поздравляем смельчаков,
Тех, кто свой язык любить готов.
Воспитатель: На этом наш праздник заканчивать пора,
Изучайте языки и познайте много интересного, детвора!